Каспийск
Города трудовой доблести
В1931 году по инициативе Серго Ордженикидзе было принято решение о строительстве на территории Дагестана головного предприятия по производству морского оружия — торпед. Решение было дальновидным и оправдало себя в годы Великой Отечественной войны. Уже в 1942 году, после вторжения гитлеровцев на Украину, завод №182 стал не только головным, но фактически единстенным по своему профилю в стане.

Предполагалось что завод станет градообразующим предприятием. Ежедневно на строительство завода и города приезжали новые люди: мастера каменной кладки из Армении, опалубщики из Архангельска, днепропетровские бетонщики, землекопы из Кубани и Ставрополья, инженеры из Москвы и Ленинграда, камнетесы из горных аулов Дагестана. Таким образом, стройка была интернациональной, но 80% строителей составляли русские.
Завод №182 строился в духе социалистического времени: стахановскими темпами и в тяжелых условиях.
К началу ВОВ завод № 182 был уже одним из крупнейших действующих предприятий на Северном Кавказе. Его производственные площади составляли 11280 кв.м., численность персонала — 6000 человек. Особое внимание уделялось выполнению заданий по выпуску основной продукции — скоростных торпед.
К 1940 году выпуск современных (того времени) скоростных торпед перевалил за 600 единиц.
Вокруг завода вырос рабочий поселок Двигательстрой — самый благоустроенный, отличающийся современным архитектурным обликом населенный пункт Дагестана, насчитывающий тогда около 17 тысяч человек.
В первые же дни Великой Отечественной войны сотни двигательстройцев ушли защищать Родину.
Люди приехавшие со всех концов страны на строительство нового завода и города теперь сами или их дети уходили на фронт. Все в городе работало на нужды фронта!
После приезда на «Двигательстрой» генералов Толбухина и Козлова завод в считанные дни освоил производство новых для себя видов вооружения и боеприпасов по заказам фронта: авиационных и глубинных бомб, зенитных снарядов и мин, ротных и батальонных минометов, ППШ и противотанковых «ежей».
Количество торпед в 1941 году составило уже 3246 ( в 1940 г. — 628). Испытания торпед и запуски в те времена проводились в специально построенном в 1934 году в Каспийском море цехе номер 8.
Цех №8 был построен в 2,7 км от береговой линии Каспийска. В годы Великой Отечественной немцы хотели захватить это сооружение целым. Они осуществляли бомбардировку гавани Каспийска, но в цех №8 бомбы не метали. Цех активно использовался до 1959 года. В 1966-м его закрыли, т.к. технологии производства торпед ушли далеко вперёд, и его использование уже не было целесообразным.
Осенью 1941 года поселок Двигательстрой принял, разместил и обеспечил работой эвакуированных из прифронтовой полосы тружеников родственных предприятий Токмака, Киева и Таганрога. При этом токмакский завод полностью слился со своим дагестанским собратом.
Позднее это событие было ознаменовано договором о дружбе двух городов-побратимов — Каспийска и Токмака.
В середине лета 1942-го, когда война полыхала уже в районе Моздока и Грозного, ГКО СССР принял решение об эвакуации завода №182 в Алма-Ату, а также частично в Первоуральск и Петропавловск. Однако уже в сентябре 1943 года в связи с успешным развитием событий на фронтах началось восстановление завода в полном объеме.
Оружием, сделанным их руками, наши моряки громили фашистов. Известно, что в годы войны в финском заливе с помощью изделий завода №182 было потоплено несколько военных кораблей фашистов.
В годы войны около 800 двигательстроевцев были отмечены боевыми и трудовыми наградами, 200 тружеников «Двигательстроя» удостоились медалей «За оборону Кавказа».
В истории города видное место занимает работа двух военно-эвакуационных госпиталей № 4654 и 4653, функционировавших на территории поселка в годы войны. В этих госпиталях было вылечено около 15 тыс. раненых и больных солдат.