Луганск
Города трудовой доблести

Сразу же после освобождения ворошиловградцы приступили к восстановлению родного города. Через два дня был восстановлен мост через реку Ольховку, а еще через день начали работать мельничный комбинат, пекарни, столовые, магазины, телефонная станция, почта, открылись два детских дома.
Для возрождения промышленности города нужно было восстановить энергетическую базу, целиком разрушенную захватчиками. Приходилось все создавать заново, изыскивать на месте необходимые строительные материалы, механизмы. В качестве первичного двигателя были использованы паровые машины, различные моторы внутреннего сгорания. 18 февраля 1943 года на территории швейной фабрики была пущена первая в городе электростанция мощностью 50 киловатт, а к 1-му Мая 1943 года — восстановлена первая очередь теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) завода им. Октябрьской революции — основной источник обеспечения города электроэнергией.
Восстановительные работы велись с огромным подъемом. Возрождение промышленности начиналось с расчистки завалов исковерканного металла, камня и щебня. Рабочие извлекали из развалин разрушенные станки, машины и инструмент, из отдельных частей собирали необходимые агрегаты, ремонтировали оборудование.
Большую помощь в восстановлении промышленности города оказали братские народы Советского Союза. Из Москвы и Ленинграда, Тулы и Челябинска, из Азербайджана, Казахстана, Грузии и других республик и промышленных центров страны шли в город эшелоны с оборудованием, инструментом, строительными материалами для заводов, продовольствием и медикаментами для населения. Только из Башкирии в 1943–1945 годах город получил три эшелона оборудования, свыше 200 вагонов леса, эшелон нефтепродуктов, станки, инструменты и др. Партия и правительство направили в город из восточных районов страны большую группу специалистов — инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Из промышленных предприятий РСФСР прибыло более 100 специалистов и свыше 300 молодых рабочих из ремесленных училищ. По всей стране развернулось шефство над восстанавливаемыми предприятиями в освобожденных районах. В восстановлении завода им. Октябрьской революции приняли участие представители более 35 национальностей Советского Союза. Еще до окончания Великой Отечественной войны многое было сделано для того, чтобы вдохнуть в него жизнь. 103 тыс. кв. метров производственных площадей в 1943 году были приведены в порядок и подготовлены к эксплуатации. В том же году 78 бригад завода завоевали почетное право именоваться фронтовыми. Коллектив чугунолитейного цеха 17 апреля 1944 года выдал первую плавку из восстановленной вагранки. К 1-му Мая 1944 года вступила в строй мартеновская печь № 9. Прокатчики предприятия досрочно выполнили задание по монтажу станков, прокату тонколистового кровельного железа. В 1945 году был подготовлен весь технологический цикл для производства паровозов. Первый паровоз был выпущен к 28-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.