Норильск
Города трудовой доблести
С началом войны Норильский комбинат перешел на военное положение — все ресурсы в первую очередь направлялись на развитие производства. Накануне войны поселок Норильск с маленькими одноэтажными и двухэтажными деревянными домами, располагал следующими ресурсами: Малым металлургическим заводом; кислородным, коксовым, ремонтно-механическим заводами; агломерационной и опытно-обогатительной фабриками; временной электростанцией мощностью 250 КВт; тремя угольными и тремя рудными штольнями; цехом водоснабжения, химлабораторией, железной дорогой Дудинка-Норильск-Валек; аэродромом и речным портом в Дудинке; автобазой на 97 грузовиков, 24 трактора и конебазой на 75 лошадей. Учитывая это, развивать производство Норильскому комбинату пришлось в невероятно сложных условиях: оборудования и материалов в навигацию доставили лишь четверть от необходимого, не хватало леса, железа, цемента…

Только в первый военный год комбинат перевыполнил строительную программу в два раза — введено более 20 крупных промышленных объектов, освоен миллиард рублей капиталовложений, что в пять раз больше суммы средств, израсходованных на развитие комбината в первую его пятилетку.

В 1941 г. быстрыми темпами закончено строительство завода бетонитовых блоков. С этого же года берёт свое начало механический завод. Тогда же была утверждена Временная инструкция по проектированию промпредприятий в условиях военного времени. 15 марта 1942 г. начальник комбината А.А.Панюков назвал задачи года: пустить первую очередь Большого металлургического завода (будущий никелевый завод), первую очередь ТЭЦ (турбину и котёл), литейный цех, цементный завод, внутризаводские железные дороги, металлургам выплавить не менее 5400 тонн никеля. Причем первый норильский никель должен был поступить на танкостроительные заводы не позднее мая (никель, легируя сталь, делает ее более вязкой и прочной, и поэтому незаменим для производства брони, в первую очередь для танков).
Буровая на Шмидтихе
9 марта 1942 г. на БМЗ в недостроенных цехах был пущен первый конвертор и получен первый файнштейн. 24 апреля получен черновой никель. 29 апреля 1942 г., из ванн электролизного цеха Малого металлургического завода выгрузили первые пластины катодного никеля, а 1 мая Норильск отправил на «материк» 1 100 кг чистого никеля, причем заполярный завод был тогда единственным предприятием страны, выпускающим такую продукцию. Уже 22 августа на оборонных заводах Урала началось массовое производство танков Т-34, знаменитых неуязвимостью брони именно из-за никелевой основы. Норильск стал никелевым фронтом.

13 декабря 1942 г. вступила в строй первая очередь ТЭЦ, через полгода — 7 апреля 1943 г. первые 16 блоков электролизных ванн никелевого завода были поставлены под нагрузку, началось строительство рудника "Медвежий ручей". В 1944 г. началось строительство двух шахт в Кайеркане. В 1945 году получен первый металлический кобальт. Летом заложен фундамент Большой агломерационной фабрики.
Производство никеля и меди было
жизненно важным для Родины
К 1945 году энергетический потенциал всех норильских электростанций составил 57 тысяч кВт, или в 19 раз больше, чем в предвоенном году. В этом же году объем товарной меди составил 101% к плану и 139% к уровню 1944 г., электролитного никеля (соответственно) – 103% и 147%, платиноидов 104 % и 160 %. В одном только 1944 г. комбинат выдал стране никеля больше, чем получено от США по ленд-линзу за всю войну. Вклад Норильска в производство никеля в военное время оценивается в одну восьмую.

Не отставали от металлургов и геологи с горняками. За годы войны масштабы геологической разведки выросли вдвое. По сравнению с 1940 г. запасы руды увеличились в 1,7 раза, угля - почти вдвое. Были обнаружены и разведены крупные тела сплошных сульфидов (объекты первоочередной эксплуатации в годы войны), а также новые месторождения рудного и нерудного сырья. Были организованы экспедиции на Нижнюю Тунгуску, Ангару, северное побережье полуострова Таймыр. В Хатангском районе была открыта Котуй-Маймечинская провинция и связанные с ней крупные месторождения железа, титана, редких металлов и других полезных ископаемых.

Результаты геологоразведки послужили основой для развития рудников. Уже в 1941 г. руды добыто в 2,7 раза больше чем годом раньше, причем плановое задание превышено в 2,3 раза, а уровень 1939 г. превзойден в 16 раз. В период с 1941-1945 гг. добыча богатой жильной руды возросла на 850%.
Строительство норильской ТЭЦ
Вся история развития производства в Норильске - это череда трудовых побед, самопожертвований, героизма, новых технологий и изобретений, не имеющих аналогов. Трудности военного времени, «островное» положение Норильска диктовали необходимость решать такие сложные вопросы как: глубинный электропрогрев грунта, конструкции крытых вагонов для перевозки сыпучих грузов, собственные станки канатно-ударного бурения, собственная сталь, новые типы печей отопления и электровозы, химическая посуда, речные баржи, нефтебитум, серная кислота для производства никеля, взрывчатых веществ и очистки нефти, жидкое топливо из норильских углей.

Норильчане научились делать кухонную посуду и глюкозу, писчую бумагу и карандаши, мебель и детские игрушки, часы, мечи, соски, хирургический кетгут и витаминный экстракт из хвои.
За время войны строители ТЭЦ, энергетики, а также комбинат 13 раз удостаивались переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны. Первыми стали строители ТЭЦ в декабре 1943 г., а в 1946 г. два знамени – энергетикам и Норильскому горно-металлургическому комбинату – оставлены на вечное хранение, последнее хранится в Музее истории НПР.

Дважды в годы войны Указами Президиума Верховного Совета СССР (4 июля 1943 г. и 17 мая 1945 г.) были награждены орденами и медалями 525 работников Норильского комбината, среди них 10 – орденом Ленина, 54 – орденом Красной Звезды.

Опыт военного времени позволил Норильску выйти на качественно новый уровень развития, стать крупным центром промышленности, имеющим огромное значение для наращивания экономического и оборонного потенциала страны, начало которого было заложено трудом и талантом норильчан в годы Великой Отечественной войны.
Разгрузка в Дудинском порту