В рекордно короткие сроки разворачивали производство на новом месте и уже через два-три месяца начинали давать продукцию для фронта. Куйбышев в годы войны стал не только политическим, но и мощным военно-промышленным, экономическим, транспортным и культурным центром страны. За годы войны объем производства в городе увеличился в 11 раз, а население города выросло с 390 до 700 тысяч человек.
Вскоре после начала войны в Куйбышеве завершилось строительство крупнейшего в стране авиакомплекса на базе эвакуированных из западных районов СССР авиационных заводов. Он включал в себя: самолетостроительные заводы № 122 и № 295; моторостроительный завод № 337; аэродром; завод № 454. производивший пулеметы; завод № 145, выпускавший минометы; завод № 305, изготавливавший нормали; завод № 35, производивший пропеллерные винты; завод № 1 Оргавиапрома, выпускавший пневматическое оснащение самолетов; механический завод по изготовлению бронекорпусов для самолетов «Ил» и бронекорпусов для танков.
В 1942 году на механическом заводе были произведены 5127 бронекорпусов для ИЛ-2, a за все годы войны — 20 тысяч бронекорпусов для Ил-2 и 4 тысячи бронекорпусов для ИЛ-10. Помимо этого, заводы изготовили около 16 тысяч различных элементов бронезащиты для самолетов. Были выпущены 32 тысячи штурмовиков ИЛ-2, 70 тысяч минометов, 44 миллиона подшипников. Также на эвакуированных предприятиях производилось стрелковое, бомбардировочное, химическое вооружение.
Резко возросло значение Куйбышевского порта, который сыграл заметную роль в снабжении грузами советских войск во время Сталинградской битвы. Только в навигацию 1942 г. речники Средневолжского речного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортных средств с грузами. С начала войны в Куйбышеве было развернуто 27 эвакогоспиталей, в которых лечились сотни тысяч раненых.