Самара
Города трудовой доблести
Самара (бывш. Куйбышев) за годы Великой Отечественной войны стала второй столицей страны, авиационным и научным центром. В 1941 году в Куйбышев из Москвы эвакуированы Верховный Совет СССР, Правительство, многие наркоматы и прочие органы государственного управления, весь дипломатический корпус, а также труппа Большого театра СССР, Симфонический оркестр Всесоюзного радио и многие другие учреждения. Вместе с тем было перевезено 40 промышленных предприятий и военных заводов, из них более 20 предприятий Наркомата авиационной промышленности СССР, а с 1942 г. здесь же находился Наркомат авиапромышленности СССР.

В рекордно короткие сроки разворачивали производство на новом месте и уже через два-три месяца начинали давать продукцию для фронта. Куйбышев в годы войны стал не только политическим, но и мощным военно-промышленным, экономическим, транспортным и культурным центром страны. За годы войны объем производства в городе увеличился в 11 раз, а население города выросло с 390 до 700 тысяч человек.

Вскоре после начала войны в Куйбышеве завершилось строительство крупнейшего в стране авиакомплекса на базе эвакуированных из западных районов СССР авиационных заводов. Он включал в себя: самолетостроительные заводы № 122 и № 295; моторостроительный завод № 337; аэродром; завод № 454. производивший пулеметы; завод № 145, выпускавший минометы; завод № 305, изготавливавший нормали; завод № 35, производивший пропеллерные винты; завод № 1 Оргавиапрома, выпускавший пневматическое оснащение самолетов; механический завод по изготовлению бронекорпусов для самолетов «Ил» и бронекорпусов для танков.

В 1942 году на механическом заводе были произведены 5127 бронекорпусов для ИЛ-2, a за все годы войны — 20 тысяч бронекорпусов для Ил-2 и 4 тысячи бронекорпусов для ИЛ-10. Помимо этого, заводы изготовили около 16 тысяч различных элементов бронезащиты для самолетов. Были выпущены 32 тысячи штурмовиков ИЛ-2, 70 тысяч минометов, 44 миллиона подшипников. Также на эвакуированных предприятиях производилось стрелковое, бомбардировочное, химическое вооружение.

Резко возросло значение Куйбышевского порта, который сыграл заметную роль в снабжении грузами советских войск во время Сталинградской битвы. Только в навигацию 1942 г. речники Средневолжского речного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортных средств с грузами. С начала войны в Куйбышеве было развернуто 27 эвакогоспиталей, в которых лечились сотни тысяч раненых.

ПРЕДПРИЯТИЯ-ОРДЕНОНОСЦЫ

Трудовые заслуги коллективов предприятий Куйбышева получили признание в годы войны. С 1941 по 1945 гг. 15 предприятий города были награждены орденами, многие предприятия становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования и неоднократно получали переходящие Красные Знамена ГКО.

Осенью 1941 г. в Куйбышев были в срочном порядке эвакуированы из Москвы Государственный авиационный завод № 1 имени И.В. Сталина и моторный завод № 24 имени М.В. Фрунзе, а из Воронежа — авиационный завод № 18 имени К.Е. Ворошилова. Десятки эшелонов перевозили в областной центр тонны оборудования, которое было установлено прямо в полях – корпуса достраивались позже, вокруг работающих станков.

Задание правительства, которое получили директора военных предприятий, казалось невыполнимым:
не менее чем через два месяца после переезда начать полноценное серийное производство штурмовика Ил-2. В кратчайшие сроки завод стал выпускать по три штурмовика Ил-2 в день. Осенью 1942 г. куйбышевские заводы наладили производство ИЛ-2 с задней кабиной стрелка, вместо прежних одноместных.

Всего за годы войны было выпущено более 36 тысяч штурмовиков Ил-2 и около пяти тысяч Ил-10.
80% всех штурмовиков были выпущены куйбышевскими авиационными заводами.
ГОСАВИАЗАВОД № 1 НКАП ИМ. ОСОАВИАХИМА (ГАЗ № 1)

Орден Красного Знамени


Во время Великой отечественной войны заводом выпущено 11 863 самолётов Ил-2 (из более чем 36 тысяч выпущенных в СССР), 1225 самолётов Ил-10, 3122 самолёта МиГ-3 (примерно по 15 самолётов в сутки).
Производство самолётов на заводе № 1 в Куйбышеве. 1942 г.
Производство штурмовиков Ил-2 на Авиационном заводе № 1 им. Сталина
ЗАВОД № 18 ИМ. К.Е. ВОРОШИЛОВА НКАП (ВПОСЛЕДСТВИИ – КУЙБЫШЕВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД)

Орден Красного Знамени

В связи с наступлением немецких и венгерских войск на город Воронеж 10 октября 1941 года был издан приказ НКАП № 1056сс об эвакуации завода № 18 на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. В течение октября — ноября 1941 года завод был перемещён на новое место. Объединённый завод (№ 295 и № 18) получил № 18, а возвратившийся обратно в 1943 году из Куйбышева в Воронеж авиазавод № 18 был переименован в авиазавод № 64.
Цех по производству самолетов-штурмовиков Ил-2 на заводе №18 в городе Куйбышев
Куйбышев, завод № 24. Токарное производство. 1943 г.
ЗАВОД № 24 НКАП

Орден Красного Знамени

Завод № 24 им. Фрунзе был эвакуирован в Куйбышев из Москвы в 1941 г. Завод специализировался на изготовлении авиадвигателей и, наращивая темпы производства для военных нужд, к 1945 г. добился выпуска 35 моторов в сутки.
ТРУЖЕНИКИ

За трудовой подвиг при выполнении заданий ГКО более 5 тысяч работников промышленности, транспорта и сельского хозяйства были награждены орденами и медалями. Орденом Ленина были награждены работники авиационного завода № 1, 4-го ГПЗ, завода № 525, завода № 18, завода № 24 им. Фрунзе. Сталинской премией был удостоен заместитель главного конструктора завода № 24 М.Р. Флисский. Всего Куйбышевская область дала стране 312 Героев Социалистического Труда и 11 полных кавалеров ордена Трудовой Славы, более 240 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Победа в Куйбышеве ковалась во многом женскими и детскими руками — взрослых мужчин призывали в армию даже с оборонных заводов. Трудящиеся местной промышленности, коммунального хозяйства, студенты, школьники с тринадцати лет — к станкам вставали все. Люди жили на заводах – здесь же спали, ели, учились читать и писать. Для подготовки молодых кадров в Куйбышеве в экстренном порядке были организованы школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища.

В октябре 1941 г. в связи с наступлением немецких и венгерских войск на Воронеж из города был эвакуирован авиационный завод № 18. Разместить завод было решено в окрестностях Куйбышева в пределах станции Безымянка, где уже развернулось строительство другого завода. В 1942 г. за строительство Авиационного комплекса и заводского поселка Безымянка орденами и медалями были награждены 334 работника строительства, а в 1943 г. многие из них были удостоены наград вторично.

Массово награждались и работники других заводов. Так, в 1942 г. большая группа управленцев, конструкторов, рабочих и служащих завода имени Масленникова (ЗИМ) была удостоена высоких правительственных наград, а 5 тыс. рабочих Четвёртого государственного подшипникового завода (ГПЗ-4) получили медали «За доблестный труд», 152 работника – прочие ордена и медали.